DOOM II - путь к просветлению.
08.07.09 | Автор : ЗаDOOMчивый | Просмотров : 3034
   
Думмер смотрит боевик по телевизору.
Главный герой заходит в темный переулок.
Думмер: "Сохраняйся, дубина, сохраняйся!!!"
(Анекдот)

IDDQD, IDKFA, а теперь и поговорим. Первой игрой, в которую я играл на компьютере, была DOOM II. Играть я начал по совету психолога. Он сказал мне примерно так:
- Вот ты начал игру, ничего не знаешь и не умеешь. Ты пытаешься разобраться в правилах, тактике и стратегии. Пытаешься пройти первый уровень, тебя "убивают", ты снова пытаешься, тебя снова "убивают" - и так до тех пор, пока не пройдешь. За первым уровнем - второй, потом третий и так далее. На следующем уровне тебе надо проявить умения, полученные на предыдущих, плюс научиться еще чему-то - ведь чем дальше, тем играть сложнее и интереснее. А когда игра построена так, что если тебя "убили", то начинать нужно с самого начала - тогда уже пройденные уровни ты будешь проходить легко, ведь ты уже знаешь, как это делается.

Прежде чем осознать, что играешь ты ради самой игры, представь себе: сел ты играть, загрузил игру, вышли на тебя все враги, ты нажал кнопку - враги побеждены, гейм овер. Здорово? По-моему, нет. Ведь ты сел поиграть, и главное удовольствие в этом. Ты стремишься выиграть, но прежде всего, ты играешь. И вот мое задание заключалось в том, чтобы осознать все это дело, запомнить ощущение игры, а потом перенести его в реальную жизнь. Относиться к любой деятельности, как к игрушке, смысл которой - в самой игре.

Такая вот незатейливая метафора, но для меня она сработала очень хорошо. И я оставил ее себе, иногда вспоминаю, иногда рассказываю ее кому-нибудь. Наверное, я бы не стал об этом писать - все слишком просто, но мне пришло в голову продолжение.

Итак, возьмем такое мнение: "В компьютерной игре можно стать Цезарем, победителем всех инопланетных монстров, занять первое место в гонке. В виртуальном мире все просто. Добиться чего-либо в реальной жизни куда труднее"

Согласимся. А теперь зададимся вопросом - а почему собственно? Почему играя и выигрывая в компьютерной игре, человек не может выиграть в такую "реальную" игру, как например "зарабатывать N долларов в год"?

Первый ответ, который приходит сразу - "реальная жизнь намного сложнее и многообразнее любой игры". Это, конечно, будет правильный ответ. Но имеет ли это значение? Ведь если беспристрастно подойти к этому вопросу, то окажется, что разница-то только количественная, но не качественная. В "реале" приходится решать больше задач, но они не сложнее игровых. Не согласны? Возьмите любой пример. Разложите его по шагам, по маленьким кусочкам. Если какой-нибудь кусочек все еще кажется сложным - разложите его еще. Любое действие можно разложить на последовательность простых шагов - "уровней". А дальше - как в игре - проходишь легкие уровни, доходишь до нового, тебя "убивают", возвращаешься в начало - и по новой, пока не пройдешь.

А насчет многообразия - так это не только вредно, но и полезно :-) Предположим, вы не можте решить шахматную задачу. Вы достаете из кармана пару фигур, ставите куда надо - и задача решена. Это не по правилам шахмат, но кто вам в реальной жизни мешает "достать из кармана нужную фигуру"? Так, со сложностью и многообразием разобрались - дело не в них. А в чем же? Ага - "когда тебя виртуально "убивают" - одно дело, а вот когда реально..." Вот где собака порылась! Это уже серьезно. Если тебя реально убивают... Стоп! Подождите! Чего это мы вдруг приняли это так серьезно?! Если не брать саперов, военных, гангстеров и т.п., то часто ли обыкновенный человек играет в игры, ставка которых - жизнь? Нет, не часто. И аналогия "реальная смерть" - "виртуальная смерть" не совсем корректна. Для "реальной смерти" компьютерной аналогией окажется сгоревший системный блок, и разбитый монитор. То есть - всё, уже не поиграешь. А когда ты можешь начать играть сначала - в "реале" это означает, что ты жив-здоров, но потерпел неудачу. Здесь-то и проявляется разница между виртуальным и реальным миром. Что делает человек, когда он не сдал экзамен, потерял работу, разбил машину? Он пьет валидол или водку, ругает и обвиняет себя или других, сожалеет, ну и так далее - кто во что горазд. Что сделает игрок, когда его "загрыз" монстр? Загрузит игру с того места, где сохранился - и по новой. Ну может быть, еще сходит покурить/попить чаю, пока загружается - все! А чего переживать - ведь это всего лишь игра. Так вот, учеба, работа, вождение машины - это тоже всего лишь игра! Что же заставляет в реальной жизни страдать от проигрыша и бояться неудач? Весь фокус - в отождествлении. "Я потратил все деньги, не заплатил дань и Цезарь сослал меня на галеры" и "Я не выучил предмет, получил неуд на экзамене и меня выгнали из института". По форме фразы совершенно одинаковые. Но эмоции совершенно разные. В одном случае "я" - это "как-бы я", в другом - "я сам".

Вывод - если в реальной жизни чаще пользоваться позицией "как-бы я", то во-первых, можно избавить себя от негативных эмоций, а во-вторых не тратить время и силы на общепринятые ритуалы страдания - типа питья водки, ухода в депрессию и самокопания. Что же остается - интерес и готовность играть, а больше ничего и не нужно. Это и есть отрешенность, о которой все время говорили дзен-буддисты :-) Так что, играя на компьютере, можно запомнить это ощущение - "как-бы я" и перенести его в реальную жизнь. И еще - игрок смотрит на свою игру гораздо более реально, чем реальный человек смотрит на свою жизнь. Он принимает игру такой, какая она есть, с ее правилами, тактикой и стратегией. Игрок в виртуальной реальности легко практикует такую сложную вещь, как "смирение", если пользоваться христианской терминологией. В начале игры не дают гранатомет или бронежилет? Что ж, будем играть так, пока не найдем. Если монстр подкрался сзади и грызет тебя - так это его работа, а не личный наезд, успеем его пристрелить - хорошо, а если он нас успеет - будем играть по новой. Никаких сожалений! Более того, у игрока отсутствует представление, как все должно быть. Он видит только то, что есть. Он не будет отказываться от перехода на следующий уровень из-за того, что кто-то ему сказал, что именно на этом уровне его ждет счастье. "Какое такое Счастье? Чертей застрелил, Летающие черепа и Пауков тоже, на Кибердемона весь боекомплект потратил - а Счастья мне еще не попадалось!" Вот и все - никаких галлюцинаций!

Так что еще один момент успешности - "смирение". Можно посмотреть, в какие игры играешь, и просто принять их правила. Или перестать в них играть, найти что-нибудь более подходящее. Все в наших руках. Желаю вам игр интересных и разных!

(Материал подарен Cетью Интернет ;)). Silica.

Рекомендуем