Кое-что о «персонах».
08.07.09 | Автор : A.D. | Просмотров : 3772
   
Эти эссе присланы одним из постоянных гостей сайта. Я долго думала, в какой раздел их поместить. Решила, что всё-таки сюда, ведь для кого-то задуматься над сказанным может стать шагом к новому действию. Silica.

Персоны в масштабе планеты.

Если представить себе, что Земля – это человек, а материки, океаны, реки, озера, скалы, леса и пустыни – ее органы (артерии, вены, печень и почки), тогда получается, что люди, человечество – это ее психика. Нации – это персоны; они ведь очень разные, говорят на разных языках, имеют разные «лица» (расовые особенности), разные способы выражения себя (традиции).

Было время, когда они только создавались – как адекватная реакция на условия жизни. Тирольцы, к примеру, научились своеобразно петь – потому что обычным способом петь в горах нельзя, это может вызвать лавины. Русские научились (с целью уберегания себя от убийственных стрессов, связанных с непостоянством погоды и бедностью урожая) русскому «авосю». Англичане - чтобы компенсировать «островную» неустойчивость-неполноценность – чувству собственного достоинства. И так далее. Наверняка в начале, когда люди только появились на свет где-нибудь в одной местности, в одних условиях, они были одной «нацией». Места было мало. Они расширялись во все стороны, туда, где другие условия, приобретали новые свойства под давлением этих условий, становились другой «нацией», чужаками, отдельными персонами. У каждой персоны не только свой стиль поведения и своя внешность – у нее и свои цели, отличные от целей других персон. Проходит время, персоны матереют, набираются энергии (которую все черпают из общего источника), начинают себя считать единственно правильными и правыми. И тогда начинается конфликт с другими персонами. То есть – с другими нациями. Неважно, как это выглядит – борьба за территории или что другое. На самом деле война идет не на жизнь а на смерть – за энергию. Каждая персона хочет всю энергию заполучить, они тянут в разные стороны, как лебедь, рак и щука, разрывая своего хозяина (Землю) на части.

И это уже - невроз. Воюя между собой за власть, персоны подтачивают здоровье своего носителя. Заболевает кровеносная система (пересыхают реки и загрязняются океаны), болеет печень и почки (материки и острова), страдают легкие (леса).

Время идет, некоторые персоны отмирают: либо - самоуничтожаясь, либо «съеденные» другими персонами, либо – просто за ненадобностью. Одни нации сменяют другие. Третьи, сливаясь с четвертыми, наоборот, получают дополнительный приток энергии и развиваются.

Еще проходит время. Некоторые персоны (нации), пройдя трудный путь осознания, начинают понимать, что они – лишь часть целого, так же, как и другие персоны. Они начинают искать пути мирного сосуществования, договариваются. Стараются не просто жить в мире, а и полезно сотрудничать и дружить. Ведь за каждой персоной (нацией) стоит часть энергии души – живая, подвижная, находящаяся в непрерывной работе.

Все знают, что значит – «жить в мире с другими народами». Это – уметь договариваться, терпимо относиться к чужим традициям, помогать другим. Как это сделать, знают все. Но мало кто действительно может что-то в этом направлении сделать. И уж совсем никому не приходит в голову, что этому надо учиться, устанавливая мир внутри себя.

Как с народами. Что нужно сделать, чтобы полюбить какой-то народ?
Для начало необходимо узнать его (народ), его традиции – то есть, отличительные черты. Надо пожить внутри, чтобы наблюдать. Обнаружив «чуждые», «неприемлемые», агрессивные или опасные для остальных черты, надо попытаться понять: откуда они появились, какую функцию выполняют? Наверняка выяснится – то, что кажется тебе отвратительным, было средством выживания. Если народ создал такое средство (может быть, даже - отвратительное, с сегодняшней точки зрения), значит, ему было трудно, и он научился преодолевать эту трудность. Одно это достойно если не любви, то уважения. Если это средство устарело – покажи другие, более разумные и взрослые. Но не насильно, не боем, а сотрудничеством, помощью. И даже хитростью – но такой, какой хитрят умные матери со своими непослушными детьми, отвлекая их внимание и исподволь воспитывая.

То же самое – внутри себя. Найди «чужой» народ. Найди «чуждые» тебе сегодняшнему черты. Понаблюдай за ними. Выясни, откуда они появились, какую защитную, «выживанческую» функцию выполняют? Уважь их. Покажи разумные и взрослые. Не насильно, не боем, а сотрудничеством, помощью, через понимание. И хитростью – отвлекая внимание и исподволь воспитывая.

Персоны в масштабе личности.

Ни одна мать не спутает своего ребенка с чужим. И не только потому, что ей подскажет ее материнский инстинкт. Любая медсестра, ухаживающая за десятками и сотнями младенцев, подтвердит: у каждого только что родившегося человеческого существа всегда есть своя, неповторимая индивидуальность. И хотя всех их делают похожими инстинкты, необходимые для выживания, каждое человеческое существо (да и не человеческое, впрочем) обладает совершенно уникальным набором качеств, делающим его не похожим на остальных. Даже близнецы, внешне похожие друг на друга, внутренне отличаются именно этим неповторимым набором качеств. Назовем этот набор индивидуальных черт изначальным человеческим существом – просто для удобства, в порядке определения терминологии. Только что появившаяся на свет личность имеет возможность проявлять себя, лишь сталкиваясь с окружающим миром. Каждый ребенок совершенно особым – своим - способом реагирует на свет, звук, голод, холод, тепло, ласку. Один любит прохладу, а другой сразу выражает недовольство. Один жмурится на яркий свет, другой – широко раскрывает глаза. Один предпочитает спать на левом боку, другой – на спине. Один плачет негромко, будто жалуясь, другой – требовательно, с яростью. Можно бесконечно перечислять все эти различия – их столько же, сколько появлялось на Земле младенцев. Объединяет их всех одно: проявить себя изначальное человеческое существо может, только реагируя на окружающий мир. Проявляя себя, оно развивается, – то есть, накапливает опыт.

Человеческое общество тоже является частью мира, окружающего личность. Но, в отличие от остальных его частей, общество предъявляет к существу ожидания. Родители ожидают от своего ребенка, что он будет хорошим сыном, хорошей дочерью. Сверстники – что он будет хорошим товарищем. Школа – учеником. Армия – солдатом. Предъявляя ожидания к существу, все эти люди учат его, что означает в человеческом обществе – быть дочерью, учеником, солдатом, матерью и так далее. Обучение происходит самыми разными способами. Наказывают за «плохое» поведение и поощряют за «хорошее». Объясняют, что такое «правильное» и «неправильное». Изначальное человеческое существо (каждое, естественно, на свой манер) усваивает все эти уроки и учится предъявлять человеческому миру то, что от него ожидают. Так рождаются маски, или – персоны. Каждая персона отвечает в той или иной степени ожиданиям, которые к ней предъявляются. Вот почему с родителями мы ведем себя так, со сверстниками – вот так, с учителями – этак, а наедине с собой – совсем по-другому. Со временем существо наращивает множество таких персон. Как правило, их число ограничено, потому что ограничено количество структур в человеческом обществе: семья родителей, школа, двор, работа, своя семья. Большая часть персон возникает в детстве и отрочестве – тогда, когда есть еще возможность их создавать. Тогда, когда изначальное человеческое существо еще не до конца «закрылось» этими масками и способно создавать новые, реагируя на новые обстоятельства. Со временем персоны набирают вес, стремясь захватить власть в этом миниатюрном «обществе» – обществе таких же персон. Каждая из них имеет свои цели, у каждой есть свое мировоззрение, каждая проявляет себя по-своему. Каждая считает себя самой главной. Они вступают в противоречия, и мы с изумлением вдруг обнаруживаем, что вели себя в тот или иной момент совсем не так, как собирались, и добились совсем не того результата, который планировали.

Отдельный вопрос – почему вдруг «вылезает» та или иная персона. Они, как зомби, выскакивают - иногда неожиданно – в ответ на не слышный нам сигнал, условие, при котором они когда-то появились, и заставляют нас действовать в соответствии с их целями.

Все это скопище масок и образует в нас то, что называется сознанием. Если вспомнить, что все эти маски образовались как результат обучения другими человеческими существами, то легко понять, что в сознании не осталось ничего индивидуального, присущего изначальному человеческому существу. Это все – общественные установки, общественные представления, общественное мировоззрение. Существо – уникальное, неповторимое – оказалось закрыто и зажато в рамках общественного сознания. Выживая в человеческом мире, оно очень талантливо научилось на него реагировать, создавая маски, обучая их действовать в соответствии с обстоятельствами. И, в результате, оказалось в плену этих навязанных обществом представлений и установок, почти не оставив для себя возможности проявления вне этих рамок. А ведь реально только оно, изначальное существо, тот набор индивидуальных качеств, с которыми человек родился. Все остальное – мнения, представления, установки – виртуальны, они - продукт общественного сознания. И маски-персоны – тоже виртуальны, они не способны существовать без энергии, которой питает их существо, столько-то лет назад реально, физически - появившись на свет. И сознание – виртуально. Реален лишь опыт, факты соприкосновения с миром этого существа.

Очень часто мы говорим: я знаю это или то. И очень редко за этим «я знаю» стоит личный опыт непосредственного столкновения с миром. «Я знаю, что женщина должна иметь семью». «Я знаю, что мужчина должен быть мужественным». «Я знаю, что фигура должна быть стройной». «Я знаю, что стройная фигура – это отсутствие жировых прослоек, ноги длиннее метра, короткий нос и большие глаза». Есть в этих формулировках личный опыт?

Рекомендуем