Тараканьи пути исповедимы!
10.07.09 | Автор : Илаидж Кейв | Просмотров : 2684
   

Введение.

По сути, статья представляет собой авторскую компиляцию нескольких научных источников, поэтому факт авторства достаточно условен.

Статья посвящена описанию защитных механизмов личности. Зачем? Осознание даст контроль над ними. И первым этапом станет «переваривание» этих механизмов, т.е. привязка информации к конкретной ситуации. Это будет развитием навыка диагностирования наличия механизмов. Начать, конечно же, полезнее не с себя, и даже не родственников или друзей, а с коллектива на работе. При диагностике коллег вас не будут так сильно тяготить ваши с ними будущие отношения, как в случае, если вы увидите не очень приятные вещи у друзей или родственников.

Обретая контроль над защитными механизмами, вы фактически получаете мощные рычаги управления человеком. К слову сказать, это ключи к успешности на ритуально-магическом фронте. Сформировать намерение станет проще, поскольку помимо нечеловеческой воли появится возможность создать потребность в нужном действии со стороны человеческой части, т.е. воздействовать на мотивационную сферу человека. Специалисты скажут насколько тяжело работать с мотивацией человека. Зачастую работа с ней подразумевает изменение всей ценностной сферы человека. А проще говоря, всего человека.

Нужно понять, что защитные механизмы – это естественные реакции личности на окружающую реальность, они необходимы, чтобы личность человека могла «полноценно» жить в социуме.

Терминология и основные постулаты.

Теперь определимся с терминами. Исторически учение о защитных механизмах личности в европейской психологической традиции и развивалось в рамках психоанализа. С его определениями мы и будем сегодня работать. В современной дифференциальной психологии (психологии индивидуальных различий) определение и взгляды на личность человека изменились.

Структура личности считается трехзвенной. Первое звено – сознание, т.е. самосознание, восприятие и оценка себя. Второе звено – надсознание (СуперЭго), т.е. система социальных и нравственных оценок и установок, результат воздействия общества на сознание и подсознание. Особенность надсознания заключается в том, что оно формируется в течение жизни, т.е. в процессе социализации. Третье звено – подсознание (Оно), которое представляет собой набор инстинктов и импульсов, по содержанию близких к животным. Т.о. сознательная деятельность – это результат деятельности сознания. Бессознательная деятельность – продукт деятельности надсознания и/или подсознания. Т.е. правильнее будет не путать подсознательное и бессознательное. Бессознательное оказывает такое же влияние на поведение человека, как и сознание. Подсознание и надсознание вступают в противоречие по поводу предпринимаемых человеком действий.

Под личностью человека в данной статье я буду понимать относительно устойчивую систему идей, взглядов и представлений об окружающем мире, себе и своем поведении, а также потребности человека.

Защитные механизмы человеческой личности – это совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек, как личность, сохраняет целостность образа «Я» и оберегает себя от психологической травмы.

Информация, которая разрушает целостность образа «Я», т.е. системы знаний о себе, окружающем мире и механизме восприятия, будет называться опасной. В качестве критерия опасности информации выступает вся система ценностей человека. Ценностные установки постоянно влияют на восприятие, запоминание, суждение, принятие решения – на все стадии продвижения от сенсорных входов к двигательной или ментальной реакции на нее. Применение того или иного механизма достаточно специфично от человека к человеку.

Общая черта всех видов защиты – это их неосознанность, поэтому наблюдать можно чаще всего внешние проявления работы защитных механизмов.

Механизмы и их диагностика

В современном психоанализе описывается свыше 20 защитных механизмов. Я остановлюсь на тех, которые, на мой взгляд, наиболее часто встречаются в повседневной жизни.

1. Подавление: происходит блокировка информации, но не воспринимаемой из внешнего мира, а являющейся продуктом деятельности надсознания и подсознания. Подавляются стремления, идеи и желания, которые противоречат собственным установкам сознания. Человек не хочет признаться себе в наличии его собственного желания сделать что-то. Защита сознания происходит на этапе перевода информации из системы восприятия в память и из памяти в сознание. Соответственно, основной симптом действия этого механизма – это забывчивость. Это, к примеру, случай, когда человек забывает сделать телефонный звонок, который на самом деле делать не хочет, или классический случай, когда человек постоянно забывает отправить письмо, которое на самом деле отправлять очень не хочет. Если ваш лучший друг предлагает сходить куда-нибудь, а после дачи согласия «обстоятельства» заставляют вас «забегаться» и забыть о встрече, то это хороший повод изменить взгляд на такие отношения.

2. Отрицание: достаточно легко диагностируемый механизм, суть которого в том, что человек старается избежать новой информации, несовместимой с его представлениями о том или ином явлении. Симптомы – уклонение от потока информации, отторжение, в споре – установка на неверность суждений собеседника, перехлестывание потока. Оппонент просто начинает уводить тему в сторону, подменяет тезис, грешит логикой, заостряет внимание на деталях, несущественных для темы. Пример: дитё бьёт физиономию приятелю, впервые поведавшему, откуда берутся дети. Неприятие информации, что его родители тоже этой гадостью занимаются. Это характерная фраза «Не могу этого видеть, уберите немедленно!» (и человек в ужасе отворачивается и/или зажмуривается при виде, к примеру, раздавленной на дороге кошки). Или более изощренный пример, обретший форму анекдота про Вовочку (вкратце):
Учительница: Дети, вы знаете, от кого мы произошли?
Дети: От обезьяны.
Вовочка: Не знаю, как вы, но я произошел от папы и мамы.

3. Рационализация: жесткий фильтр сознания. Воспринимается, усваивается и осознается только та информация, которая позволяет человеку думать, что его поведение было ему подконтрольно и не противоречило обстоятельствам. Механизм реализуется в двух условных схемах:

1) «зеленый виноград» – опускание планки требований постфактум. Часто диагностируется по фразе «Не очень то и хотелось». Типичный пример: соревнование, человек занимает непризовое место и на вопрос «как так получилось?» отвечает «я не ставил себе целью победу в этом соревновании», что оправдывает его в своих глазах за поражение (сохраняя образ себя в своем сознании). Или еще: школа, конкурс песен. Человек не выигрывает и, когда победителю вручают «сладкий приз», говорит: «такой торт не очень и хотелось, все равно он невкусный!»

2) «сладкий лимон» – преувеличение достигнутого, ссылка на внешние обстоятельства, которые помешали осуществлению задуманного. Примером второй схемы могу привести ситуацию поступления в университет. Юноша, годный к армии, сдает экзамены на очное отделение престижного факультета, в день зачисления он с родителями приходит и обнаруживает свое имя в списках зачисленных на заочное отделение по сумме балов. Один из родителей говорит: «Молодец! Ты поступил в Университет! Поздравляю! Это хороший показатель». В сознании этого родителя достигнутое «не то» становится достигнутым «тем», с чем он собственно и поздравляет недоумевающего ребенка, фактически говоря: это не то, но круто, что ты это достиг.

4. Вытеснение мотива / формирование реакции: преимущественно деятельность надсознания, выражающаяся в сглаживании внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания истинного, неприемлемого мотива своего поведения. Процесс вытеснения происходит одновременно с формированием иного, более социально приемлемого, мотива взамен. Соответственно, исходя из нового (но неадекватного) мотива, строится новая деятельность (формируется реакция). Так, неприязнь к человеку может выражаться в излишнем внимании к нему. Конкретнее: «я ненавижу маму» –> «маму надо любить, её нельзя ненавидеть» –> «я люблю маму, чего бы это мне ни стоило» –> гипертрофированные проявления «любви».

5. Проекция: бессознательное отвержение собственных неприемлемых чувств, желаний и стремлений и перенос их на другое лицо. Чаще всего переносятся «отрицательные» качества, причем в преувеличенном виде. Т.е. соринка, видимая в чужом глазу, является лишь отражением бревна в своем, просто издалека оно кажется меньше. Пример: двое едят чипсы из одной упаковки. Один другому: «Ты так быстро их ешь, я за тобой не успеваю!». Соответственно, это проекция собственной жадности.

6. Идентификация – вид проекции, неосознаваемое отождествление себя с другим человеком и перенос на него желательных для себя чувств. Через идентификацию проходят в раннем детском возрасте практически все. Это в первую очередь способ формирования знаний о мире, а потом защитных механизм. Как способ формирования, он проявляется, например, в выражении: «А почемучка спросил бы почему?». На ранних стадиях идентификация происходит с родителями – девочки играют в дочки-матери, мальчики – в войнушку. Позже это увлечение спортом как Шварценеггер или аэробикой как Синди Кроуфорд. Как защитный механизм, идентификация позволяет снять с себя груз ответственности за свои действия. «Настоящий герой поступил так-то и так-то», «я поступлю как Мальчиш-Кибальчиш» или «я отращу длинные волосы и обесцвечу их, потому что так делает сексапильная Бритни Спирс». В последнем случае прослеживается потребность в сексапильности, которая «достигается» для сознания посредством имитации. Идентификация широко используется в рекламе, но уже как механизм внушения. С детства научившись воспринимать модели поведения, человеки готовы воспринимать любую модель поведения, которая сглаживает их внутренний конфликт. Стирать новым Ариелем-Гель, чтобы свекровь была довольна – пожалуйста, даже не важно, что конфликт был связан с жилплощадью или денежными активами, ведь внутри уже сидит «мама/свекровь/жена будет довольна».

7. Отчуждение: изоляция, обособление внутри сознания особых зон, связанных с травмирующими факторами. Зоны снабжаются характерными «метками» типа «это просто невозможно понять». Симптомом является возникновение чувства отчужденности части личности, деперсонализация. Диагностируется крайне тяжело. Это блоки информации, которые не востребуются сознанием для приобретения опыта или умозаключений, поскольку не поняты. Это та информация, которая не может быть понята на данном этапе человеком. Для нелюдя – настоящий клад, но его ведь еще и раскопать надо. Это всплывающие обрывки информации, которые человек не понял, но отложил в памяти, закономерности, связанные с поведением других людей.

8. Замещение: перенос действия, изначально направленного на недоступный объект, на объект доступный. Тоже легко диагностируемый механизм. Это и чрезмерное мытье рук, проверка, заперты ли двери, часто это ругань (замещает, например, рукоприкладство), а когда на сессии надо учить, очень часто бегаешь есть.

9. Сновидение: вид замещения, переносящий недоступное действие в иной план. Т.е. это решение проблем во сне, когда сознание не фильтрует поступающие стимулы за их отсутствием, а больше времени уделяет решению тех проблем, которые не были решены за день.

10. Катарсис: изменение системы ценностей с целью ослабить влияние травмирующего фактора. Человек как бы «прозревает», и с другой системой ценностей имеющаяся информация осмысливается по-новому, убираются «белые пятна» памяти, ставятся новые.

11. Сублимация: переориентация агрессивного (и сексуального в т.ч.) потенциала человека, реализация которого входит в конфликт с личностными и социальными нормами, в приемлемые и даже поощряемые формы творческой активности. Как насчет мытья полов после неудачного разговора по телефону или ссоры? Это может быть и рисование, пусть даже рисовать-то вы и не умеете. Или ожесточенные танцы на грани экстаза под дрим-техно, изрядно сдобренное песнями шаманов Африки.

12. Регрессия: возвращение к прошлому с целью уйти от восприятия информации. Вживание в ситуацию из прошлого, чтобы создать комфортные ощущения. Внешние признаки – это и сосание пальца, и сворачивание калачиком, а также социальные реакции типа «а я в домике».

Заключение.

В первую очередь, эта статья посвящена описанию механизмов защиты личности ЧЕЛОВЕКА. Поэтому при диагностике механизмов необходимо примерять их именно к личности ЧЕЛОВЕКА, а не симбиозу «нелюдь-тушка».

Удачи в отлове!

Спасибо Силике за некоторые примеры и корректировки.
Рекомендуем